«Юноша по имени Тристран отправляется на поиски упавшей с неба звезды для своей возлюбленной. Только он и не подозревает, что эта звезда — молодая девушка с весьма дерзким характером. И становиться подарком для другой она не собирается. Вместе с нашим героем они оказываются в водовороте приключений, в мире, полном самых удивительных созданий.
Эта сказка для взрослых стала бестселлером и вдохновила режиссёра Мэттью Вона на создание одноимённого фильма с участием Роберта Де Ниро, Мишель Пфайффер и Клэр Дэйнс.»

✧ ✧ ✧ ✧ ✧

     Красивая-красивая обложка, а внутри — немытый сельдерей.
     Книга действительно оформлена как конфетка. Меня немного озадачило то, что сам переплёт просто выкрашен в чёрный цвет и имеет на себе несколько серых надписей, а всё самое сочное размещено на суперобложке — мне такой формат кажется неудобным, но, тем не менее, дизайн последней выглядит стильно и атмосферно, а заглавие чем-то напоминает оформление американских газет минувшего века. Шрифт немного отличается от привычного, и сразу же бросается в глаза мёртвый колонтитул, который к тому же заметно крупнее по размеру, чем основной текст (а в вёрстке это считается неправильным), но всё это понятно — произведение по объёму составляет чуть больше двести страниц, а потому нужно было заполнить чем-то пространство, чтобы можно было издать небольшой роман отдельной книгой.
     Некогда я уже пыталась читать Геймана, купив один из его сборников, но быстро сдалась. Увидев в книжном магазине «Звёздную пыль», тотчас вспомнила оставивший на меня приятное впечатление фильм, который я смотрела в детстве, и решила всё-таки прочитать первоисточник.
     Для начала хотелось бы пройтись по отзывам на задней сторонке суперобложки.
     «Эта сказка для взрослых стала бестселлером и вдохновила режиссёра Мэттью Вона на создание одноимённого фильма с участием Роберта Де Ниро, Мишель Пфайффер и Клэр Дэйнс».
     Какое счастье, что режиссёрский вариант этого произведения абсолютно отличается от первоисточника.
     «Изумительная фантасмагория, в которой сталкиваешься с осколками воображаемых миров Толкиена, Льюиса, Милна».
     Если двухкратное упоминание в тексте, что «в этом мире живут гоблины, эльфы etc.» и герой однажды видит льва — это связующее звено с Толкиеном и Льюисом, то да.
     «Если вы никогда не читали Нила Геймана, прочитайте Звёздную пыль».
     И вы убедитесь, что лучше прочитать произведения авторов, упомянутых выше.
     «Прочитав эту книгу, понимаешь, почему Нила Геймана называют лучшим сказочником XXI века».
     Oh boy. Прочитав эту книгу, понимаешь, что в XXI веке важнее всего не талант, а маркетинг.
     Итак. Текст на обложке, размещённый аккурат под заглавием произведения, сообщает, что это «сказка для детей и взрослых, возрождающая веру в настоящее чудо». Начнём с начала.
     Сказка. Не буду углубляться в рассказы о том, что такое сказка, — ограничусь лишь тем, что у сказки есть специфические особенности. Одна из самых важных особенностей — это согласие читателя с любым неестественным явлением, отображаемом в тексте. Например, никто не задаётся вопросом, почему у козы и козлят есть свой дом, как вообще коза может давать наставление козлятам, и т. д. В этом, кстати, заключается различие между сказкой и жанром фэнтези — в последнем сверхъестественное должно органически вписываться в мир, а некоторые его элементы должны иметь логическое обоснование (логическое для конкретной вселенной). Во-вторых, сказка так или иначе транслирует мораль — издревле это был устный жанр, способствующий передаче подрастающему поколению устоев и культурных ценностей общества, в котором оно, собственно, подрастало.
     «Сказка» Нила Геймана начинается с того, что существо с кошачьими ушками из потустороннего мира использует 18-летнего паренька-фермера (с которым они знакомы 10 минут) в качестве донора для зачатия — то есть уже в первой главе у нас твёрдые соски, движение бёдрами и всё то, что любят дети и что возрождает во взрослых веру в настоящее чудо.
     Вообще, «Звёздная пыль» в данном случае уникальное явление — текст преимущество выглядит так, словно его писал подросток для подростков, но в то же время автор совершенно невпопад вставляет эпизоды, которые мгновенно вытягивают читателя из сказочной «фантасмагории» в «жёсткий реализм». Например, когда рассказывается о взрослении героя, автор (между описаниями совершенно обыденных вещах — куда герой пошёл, с кем увиделся) вдруг бросает фразу «в четырнадцать лет он уже много знал о сексе». Потом персонажи неоднократно мочатся, опорожняют кишечник, идут описания фекалий или возмущение женщин не-стояком и обещаниями это исправить. Когда я дочитывала книгу и мне казалось, что я уже видела всё, в последних абзацах меня ждала первая менструация девочки-подростка и туалетная бумага в трусах. Спасибо, Нил. Очень сказочно.
     Если выбросить из головы всю вышеописанную чушь, мы возвращаемся в мир, в котором имеют место разные сказочные явления (например, корабль, чья команда охотится за молниями), но вместе с этим всё настолько плоско и не несёт в себе смысла, что эти же явления — просто декорация. Главный герой Тристран (я не опечаталась) просто картонный и откровенно глупый, главная героиня Ивэйн — время от времени обзывается и всё. Они просто никакие.
     «Звёздная пыль» не несёт абсолютно никакой морали (и я не говорю о посылах нравственности), хотя надписи на обложке прямо-таки обещают их. Научит ли вас это произведение вновь мечтать, как в детстве? Нет. Есть ли в этой книге любовь? Нет. Герои проводят вместе мало времени, их не объединяют ни диалоги, ни общие события. В конце книги героиня с бухты-барахты заявляет: «А вдруг у нас не будет детей?», и всё, якобы у них с героем любовь. Хотя до этого на их взаимные чувства не было ни единого намёка.
     Сказки часто имеют шаблонную линию развития событий, и это неплохо — это тоже в некотором смысле их особенность. В данном случае мы имеет построение в виде «побуждение — квест героя — трансформация — заслуженная награда». С одним исключением: в этой книге нет трансформации. Какими герои начинают путь (то есть никакими), такими они и заканчивают его. Соответственно, получение ими награды напоминает выигрыш в лотерее по билету, случайно найденному на обочине дороги.
     В книге временами прописываются весьма жестокие, кровавые сцены. При этом кульминация с участием протагонистов и антагонистов фантастически слита в трубу. Как если бы после того, как отворились Чёрные Врата и вышедший из-за них Глашатай Саурона крикнул: «Галя, у нас отмена!», все, обнявшись, дружно разошлись.
     В целом, я поняла, что эта книга у меня прочнее всего ассоциируется с одним из эпизодов музыкального mean tweets. Посему желаю вам ограничиться чудесным фильмом нашего детства и не лезть в эти дебри.